8 октября 2024
Фото аватара
Алексей Ишманов

Что нужно вашему продукту перед стартом разработки: методика исследования Jobs-To-Be-Done (JTBD)

Узнайте, как методика Jobs-To-Be-Done поможет описать проект. Заберите готовый шаблон для описания продукта и его ценностей для конечного потребителя

Предприниматели часто сталкиваются с проблемой: как понять, что именно нужно вашему продукту, прежде чем вы наймёте IT-компанию для разработки? Один из проверенных способов разобраться — это методика Jobs-To-Be-Done (JTBD). Она помогает структурировать процесс создания продукта через призму задач, которые ваш клиент пытается решить с его помощью. В этой статье мы рассмотрим, как использовать JTBD для планирования разработки продукта или цифрового сервиса, чтобы максимально эффективно сотрудничать с IT-командой.

Скачать JTBD Canvas для исследования ожиданий

Скачать JTBD canvas для применения (PDF файл)

Мы с командой подготовили готовый шаблон, ваша команда может пройтись, заполнить его и получить полную картину по вашему проекту.

JTBD canvas исследования ожиданий клиента

JTBD canvas исследования ожиданий клиент

Что такое Jobs-To-Be-Done?

Jobs-To-Be-Done (с англ. «задачи, которые нужно выполнить») — это подход, который фокусируется на том, что клиент хочет достичь, а не только на функциях продукта. Проще говоря, JTBD помогает вам понять, какие задачи ваш продукт решает для пользователя, и какие шаги проходит клиент от начала до конца.

Применяя JTBD к вашему проекту, вы сможете точно определить, что нужно сделать, чтобы ваш продукт был полезным и удобным для пользователей. А когда вы точно понимаете это, вы можете четко объяснить исполнителю, что и как он должен разработать.

Job Map - дорожная карта вашего клиента

Наш шаблон JTBD Canvas ожиданий позволяет разделить работу на конкретные универсальные этапы в стадиях пользования продуктом.

В парадигме JTBD цифровой сервис решает 1 пользовательскую цель. Через интерфейс, бизнес-логику и внутренние процессы мы помогаем прийти к этой цели быстрее/лучше/эффективнее с помощью разных инструментов.

Дальше путь к цели можно разложить на ключевые этапы. Внутри каждого этапа есть задачи. Каждая задача — это и есть функционал вашего продукта, которую нужно разработать.

JTBD Job Map - карта достижения цели

Какой кейс будем разбирать?

Чтобы было понятнее — далее будем составлять и описывать Job Map для покупателя загородной недвижимости, который хочет построить загородный дом.

Предварительная идея — исследуем проект загородной недвижимости, который предоставляет B2C клиенту услуги по подбору застройщика и застройщику услугу по аутсорсингу отдела продаж.

Наша цель — изучить полный контекст в котором находится наш клиента на полном пути к достижению цели. По мере углубления в задачу мы можем сокращать область внимания и углублять в каждую микрозадачу. Идти всегда лучше от общего к частному. В реальных бизнес-кейсах, хороший IT-сервис должен автоматизировать 1-2 ключевых и самых долгих этапа из всего пути клиента.

ШАГ 1: Define - Какая задача у клиента?

Первое, с чего нужно начать, — это понять, какую проблему или задачу решает ваш продукт. Это может быть что-то простое, как, например, «найти лучший ресторан рядом», или сложное, как «управлять цепочкой поставок». Определите ключевую цель клиента и его основные потребности.

Вопросы, которые помогут:

  • Какую проблему решает мой продукт?
  • Почему эта проблема важна для клиента?
  • Какими вопросами задается мой клиент?

Что нужно клиенту?
Покупатель должен определить свои потребности и требования к будущему дому. Это включает в себя выбор типа дома, бюджета, местоположения и сроков.

Какими вопросами он задается?

  • Какой тип дома (каркасный, кирпичный, деревянный)?
  • Какая площадь дома и участка необходима?
  • Какое местоположение удобно для жизни (близость к городу, инфраструктура)?
  • Какие сроки постройки и бюджет на проекта

ШАГ 2: Locate - Что нужно для выполнения задачи?

После того как задача определена, нужно понять, какие ресурсы или данные необходимы клиенту для выполнения этой задачи. Это может быть информация, доступ к сервисам или товары.

Вопросы, которые помогут:

  • Какие данные или ресурсы нужны пользователю, чтобы начать работу с моим продуктом?
  • Как клиент будет искать или получать эти ресурсы?

 

Какие ресурсы нужно собрать?
Клиент должен найти и собрать информацию о земельных участках, застройщиках, разрешительных документах, а также выбрать проект дома.

Пример вопросов:

  • Где найти подходящий участок (в интернете, у агентств недвижимости)?
  • Какие документы необходимы для покупки земли и начала строительства?
  • Где найти надёжных застройщиков и архитекторов?

ШАГ 3: Prepare - Как идет подготовка перед стартом?

Здесь важно понять, как клиент будет готовиться к выполнению задачи. Например, если это приложение для бронирования поездок, пользователь должен зарегистрироваться и ввести свои предпочтения. Подумайте, какие шаги нужно упростить.

Вопросы, которые помогут:

  • Как клиент должен подготовиться к использованию продукта?
  • Как сделать подготовительный процесс простым?

Что нужно подготовить?
Клиент должен подготовить документы на покупку земли, получить разрешение на строительство, а также собрать все материалы и услуги, необходимые для начала процесса.

Пример действий:

  • Получить разрешение на строительство в местных органах власти.
  • Подготовить договоры с застройщиками и подрядчиками.
  • Выбрать строительные материалы.

ШАГ 4: Confirm - Как убедиться что все готово?

Перед тем как начать работу, клиент должен убедиться, что всё подготовлено и пойдет правильно. Например, проверка введённых данных или готовности устройства.

Вопросы, которые помогут:

  • Что клиент должен проверить перед использованием продукта?
  • Как минимизировать ошибки на этом этапе?

 

Что нужно проверить перед началом строительства?
Покупатель проверяет, что все документы, подрядчики и ресурсы готовы. Это включает утверждение плана дома, бюджета и согласование сроков строительства.

Пример действий:

  • Проверить наличие всех разрешений и согласований.
  • Убедиться, что подрядчики подтверждены и договор подписан.
  • Уточнить у подрядчиков даты начала работ.

ШАГ 5: Execute - Выполнение задачи

Это ключевой этап — клиент выполняет основную задачу. Например, покупает товар, делает бронирование, или отправляет заявку. На этом этапе важно, чтобы процесс был интуитивно понятным и гладким.

Вопросы, которые помогут:

  • Как клиент будет взаимодействовать с продуктом на этом этапе?
  • Какие действия должен сделать клиент для достижения своей цели?

 

Как проходит процесс строительства?
Здесь начинается сам процесс строительства дома. Покупатель отслеживает выполнение этапов, взаимодействует с подрядчиками и консультируется с архитекторами.

Пример действий:

  • Регулярное взаимодействие с подрядчиками для отслеживания выполнения плана.
  • Контроль доставки материалов и выполнения каждого этапа строительства.

ШАГ 6: Monitor - Мониторинг прогресса

Клиент может захотеть контролировать процесс выполнения задачи. Например, он может отслеживать статус доставки или проверять результаты поиска. Продукт должен давать ему возможность легко это делать.

Вопросы, которые помогут:

  • Что клиент должен контролировать, пока задача выполняется?
  • Как дать клиенту ясную и своевременную обратную связь?

 

Как отслеживать процесс строительства?
Клиент должен контролировать качество выполнения работ, соблюдение сроков и бюджета.

Пример действий:

  • Проверять этапы строительства (заливка фундамента, возведение стен, крыши).
  • Контролировать расходы, чтобы не превысить бюджет.
  • Обсуждать с подрядчиками любые отклонения от плана.

 

ШАГ 7: Modify - Внесение изменений

В реальной жизни всегда что-то идёт не по плану, и клиент может захотеть внести изменения в процессе. Например, изменить адрес доставки или отменить бронирование. Продукт должен давать гибкость для таких действий.

Вопросы, которые помогут:

  • Как клиент может внести изменения, если это потребуется?
  • Как сделать эти изменения быстрыми и простыми?

 

Что делать, если нужно внести изменения?
В процессе могут возникнуть непредвиденные обстоятельства, требующие корректировок. Клиент должен иметь возможность внести изменения в проект или договоры.

Пример действий:

  • Вносить изменения в проект, если есть неожиданные изменения (например, выбор других материалов).
  • Корректировать сроки в зависимости от внешних факторов (погода, задержка поставок).

ШАГ 8: Conclude - Завершение

Когда задача выполнена, клиенту нужно подтвердить завершение работы. Например, закрыть заказ или сохранить результаты. Завершение должно быть очевидным и логичным.

Вопросы, которые помогут:

  • Что клиент должен сделать, чтобы завершить работу?
  • Как убедиться, что он легко поймёт, что задача завершена?

 

Как завершить процесс?
Клиент завершает проект, принимая построенный дом, проверяя его соответствие всем стандартам и условиям договора.

Пример действий:

  • Провести финальную проверку качества работ.
  • Подписать акт приёма-передачи дома.
  • Организовать заключительные расчёты с подрядчиками и оформить дом в собственность.

Как это поможет при заказе разработки?

Используя методику JTBD, вы можете чётко сформулировать, что именно нужно вашему продукту и клиентам на каждом этапе взаимодействия. Это поможет вам:

  1. Четко поставить задачи разработчикам. Вы сможете описать каждый этап так, чтобы разработчики понимали, что именно нужно делать.
  2. Не упустить важные детали. Понимание всех шагов клиента поможет избежать проблем, которые могут возникнуть, если не учесть определенные этапы (например, как клиент будет контролировать процесс или вносить изменения).
  3. Создать удобный и полезный продукт. JTBD фокусируется на реальных задачах клиентов, а не на абстрактных функциях. Это поможет сделать ваш продукт интуитивным и востребованным.

Заключение

Прежде чем заказывать разработку цифрового сервиса, важно не просто придумать функции, а понять, какие задачи ваш продукт будет решать для клиентов. Методика Jobs-To-Be-Done помогает систематизировать этот процесс и учесть все важные шаги. Чем лучше вы разберётесь в задачах клиента, тем проще будет объяснить это IT-компании и тем больше шансов, что ваш продукт будет успешным.

Проекты

Targetmafia — сервис пополнения рекламных кабинетов

Веб-сервис для пополнения рекламных кабинетов и доход на партнерских начислениях. Реферальная система, API интеграции, система финансового учета, highload с большими оборотами и бизнес-аналитика

Веб-сервис для логистов и диспетчеров

Вер-сервис для автоматизации планирования рейсов и диспетчеризации в логистической компании. Понятный интерфейс, гибкая настройка и интеграция с картами

Агрегатор 3D-печати для компании studia3D

Studia3D Aggregator - маркетплейс производства и продажи 3D-моделей, принтеров и материалов. С помощью SaaS сервиса автоматически выстраиваем очереди и распределяем заказы между исполнителями

Приложение для просмотра 3D-моделей и заказа 3D-печати на iOS, Android

Studia3D Viewer - приложение для работы с 3D-моделями и заказа профессиональной печати у компании Studia3D

Система учета 3D-деталей с NFC сканнером в iOS, Android, WebView

Инновационная система учета 3D-деталей с NFC сканнером. Создана для упрощения процессов работы нам макетом 20.000 деталей, распечатанных на 3D-принтерах в 5-ти странах. Разработали административную панель, мобильные приложения для Android и iOS со сканером NFC меток и QR-кодов

Услуги

Разработка VK & Telegram Mini Apps Разработка сайтов и продуктовых сервисов

Отзывы наших клиентов